Принципал отказался платить за банковскую гарантию, посчитав, что она утратила силу вместе с банкротством гаранта

Принципал отказался платить за банковскую гарантию, посчитав, что она утратила силу вместе с банкротством гаранта

05 декабря 2018


Летом 2016 года у банка «БФГ-Кредит» была отозвана лицензия и он был признан банкротом. Ранее между банком и ООО «Технострой» был заключен договор сроком до 2018 г., по которому обществу были выданы банковские гарантии для получения государственных контрактов, банк же в свою очередь имел право получить вознаграждение от «Техностроя» за свои услуги гаранта.

До 2016 г. принципал добросовестно исполнял свои обязанности перед банком и успел выплатить более 24 млн. руб. Однако все изменилось с отзывом лицензии у «БФГ-Кредит». Общество отказалось исполнять свои обязательства, ссылаясь на то, что рухнувший банк не сможет исполнить свои обязательства гаранта, а значит и платить по таким гарантиям не нужно. Обращение в суд не принесло успеха банку, поскольку суды согласились с аргументами ответчика со ссылкой на положения законодательства о банкротстве и п. 1 ст. 416 ГК РФ, согласно которому обязательство прекращается невозможностью его исполнения.

Не согласившись с позициями судов, «БФГ-Кредит» дошел до Коллегии ВС РФ, где судьи пересмотрели решения нижестоящих инстанций и Определением № 305-ЭС18-11743 от 03.12.2018 отменили состоявшиеся решения и отправили дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Направляя дело на новое рассмотрение, судьями было указано на то, что п. 1 ст. 416 ГК РФ в данном случае применен ошибочно, т. к. ни Закон о банкротстве, ни Закон о банках не признает отзыв лицензии основанием для прекращения обязательств банка перед кредиторами. Напротив, законодательство не препятствует бенефициару, не отказавшемуся от своих прав по гарантии, получить от банка исполнение в порядке и в размере, установленными Законом о банкротстве. 

Error